Язык
- одно из наиболее непостижимых явлений, которое сопровождает человека на
протяжении всей его жизни. Попытка осознать начало человеческого языка
невозможна без выяснения значения слова для мысли и степени его связи с
духовной жизнью вообще. Можно выделять разные факторы, которые влияют на
организацию языка, его структуру, лексический состав и образность, но в первую
очередь это то, что мы называем духом народа, то есть его ментальность,
особенности национального характера и мировосприятия.
Слова в русском
языке условно можно разделить на две группы. Одни из них только называют
явления действительности, никак их не оценивая, например: школа, парта, новый,
сильный, сидеть, пилить, долго, много, пятый, шесть. Другие не только называют
явления действительности, но и выражают отношение к ним людей: карапуз — не
просто ребёнок, а маленький, полноватый ребёнок (шутливое); кляча — не просто
лошадь, а плохая лошадь (пренебрежительное), колымага — не просто повозка, а тяжёлая,
громоздкая, неуклюжая повозка (ироничное и пренебрежительное); космы — не
просто пряди волос, а растрёпанные, всклокоченные пряди волос (презрительное).
Диминутив (уменьшительная форма) — слово, или форма слова, передающая субъективно-оценочное значение малого объёма, размера и т. п., обычно выражаемое посредством уменьшительных аффиксов, напр.: шкафчик, домик, ключик, статуэтка. Значение уменьшительности также может сопровождаться различными эмоционально-экспрессивными окрасками — ласкательности (уменьшительно-ласкательная форма), напр.: дочурка, мамуся, кошечка; или уничижительности (уменьшительно-пренебрежительная форма, пейоратив), напр: людишки, народишко, князёк. Образования с суффиксами субъективной оценки характерны для разговорной, экспрессивно окрашенной речи. Уменьшительно-ласкательные формы часто используются для передачи близких отношений, особенно при общении с маленькими детьми.
Диминутив (уменьшительная форма) — слово, или форма слова, передающая субъективно-оценочное значение малого объёма, размера и т. п., обычно выражаемое посредством уменьшительных аффиксов, напр.: шкафчик, домик, ключик, статуэтка. Значение уменьшительности также может сопровождаться различными эмоционально-экспрессивными окрасками — ласкательности (уменьшительно-ласкательная форма), напр.: дочурка, мамуся, кошечка; или уничижительности (уменьшительно-пренебрежительная форма, пейоратив), напр: людишки, народишко, князёк. Образования с суффиксами субъективной оценки характерны для разговорной, экспрессивно окрашенной речи. Уменьшительно-ласкательные формы часто используются для передачи близких отношений, особенно при общении с маленькими детьми.
Уменьшительно-ласкательные
имена (диминутивы) являются одним из признаков специального "языка
нянь" - того речевого регистра, который взрослые используют для
общения с детьми и в детоцентрических ситуациях. Обилие диминутивов в речи
маленьких детей обычно объясняют тем, что взрослые, которые говорят с ребенком,
злоупотребляют уменьшительно-ласкательными именами. Это свойство можно отнести
к особенностям семейного общения, т.к. не в каждой семье принято использовать
такой стиль. Существует также мнение, что обилие диминутивов скорее свойственно
старшему поколению, в то время как родители, особенно молодые, избегают
специального "языка нянь". Однако даже в семьях, где "язык
нянь" не поощряется, дети слышат больше диминутивов, чем взрослые.
Но ведь в наше время деминутивы
используют не только няни и взрослые, а подростки и молодые люди. В
повседневной речи люди часто злоупотребляют ум.-ласк. словами (диминутивами).
На эту мысль мы сами рано или поздно наталкиваемся, вот типичный пример из
повседневной жизни.
Диалог
в магазине игрушек:
Продавщица:
Сколько лет малышу?
Человек:
Два года.
Продавщица:
(переспрашивает) Два годика? Сейчас что-нибудь подберем.
А
ведь - это у взрослого человека «уже годики», а у двухлетнего малыша каждый год
- целая эпоха! Один год для него - это же полжизни! В книге "Остров
Крым" Аксенов подчеркивал разницу в общении аристократичных врэвакуантов и
москвичей: первые называют друг друга уменьшительными именами
("Володичка"), вторые "всю жизнь зовут друг друга Танька,
Ванька, Юрка", зато колбасу ласково именуют "колбаской".
Интересное явление, не правда ли?
Эмоционально окрашенные слова даются
в толковых словарях со специальными пометами: прост, (просторечное), высок,
(высокое, торжественное), ирон. (ирониче ское), бран. (бранное), разг.
(разговорное) и др.
Рассмотрев
эту тему, можно понять, что сейчас уменьшительно ласкательные слова,
встречаются все чаще в нашей речи, не смотря на то что мы их употребляем при
разговоре не с младенцами и детьми, а взрослыми или же молодыми людьми, сами
того не замечая, мы таким образом показываем к ним свое отношение.
Пискунова Катя и Лиза Лосева.
Мне кажется, что ваш материал в большей степени посвящен уменьшительно-ласкательным словам, нежели эмоционально окрашенным словам в целом. Вы подчеркиваете ваш выбор тезисом (финальной фразой), который вы будете впоследствии аргументировать. В конце вы перескакиваете на сокращения эмоционально окрашенных слов. Теряется логическая цепочка. Хочу исправить ошибку: "Уменьшительно-ласкательные ИМЕНА(диминутивы) являются одним из признаков специального "языка нянь". Если вы хотели употребить слово "имена", надо было привести примеры. Также обратите внимание на дефис в слове "уменьшительно-ласкательные".
ОтветитьУдалитьПредлагаю вам изменить название работы на "Употребление уменьшительно-ласкательных слов в речи" или же продолжить исследовать эмоционально окрашенные слова, выделив уменьшительно-ласкательные в отдельную главу.
Спасибо Вера за отзыв! Мы прислушались к твоему мнению, и подкорректировали название:)
УдалитьСпасибо еще раз за замечания)
А мне понравилось:) Живенько так:) Только хочется продолжения, расширить тему. Эмоционально окрашенные слова не ограничиваются диминутивами. Пишите еще, пожалуйста. У вас хорошо получается! :)
ОтветитьУдалитьСтася, спасибо) рады стараться!)
ОтветитьУдалитьВсе отлично, только в названии опять путаница:"Эмоционально оНрашенные и уменьшительно-ласкательные слова в речи "))
ОтветитьУдалитьА так материал интересный, молодцы)
Ира, огромное спасибо за внимательное чтение материала, а я не заметила... Стала читать публикацию, а на заголовок не обратила внимания. Девчонки, исправляйте!
УдалитьДевочки, я не вижу публикации новых наблюдений, сделанных вами. Я не сомневаюсь, что вы продолжаете прислушиваться к речи своих близких и не очень близких людей и выделять в их речи эмоционально окрашенные слова. Жду новых публикаций.
ОтветитьУдалить