пятница, 26 октября 2012 г.

Богатство лексикона - дело индивидуальное

 Лексическое богатство - это совокупность слов, фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц и поговорок русского языка.
Здесь нет такой чёткой "привязки" к курсу школьной программы по той простой причине, что нет и быть не может строго очерченного круга слов или фразеологизмов, которые должен знать ученик любого класса. Поэтому здесь задания предлагаются из расчёта, что человек, который много читает, общается, интересуется познанием мира, то есть высокоразвит именно в культурном плане, соответственно будет обладать и более богатым лексиконом, что и является преимуществом для "взятия" заданий конкурса, поэтому в таких заданиях бессмысленно говорить "это мы не проходили", так как, повторюсь, богатство лексикона - дело индивидуальное и никакими школьными рамками строго не определено. Культурным быть не запретишь!

Рассмотрим типичное задание для данного базиса.

2000 г., 9-11 кл., 4 балла.
 Что означает выражение ставить на вид? 

(А) помещать на витрину;  (Б) покупать акции телекомпании "ВИД";
(В) делать замечание, близкое к выговору;  (Г) отправлять на выставку; (Д) так не говорят.

Для ответа на данное задание нужно знать значение крылатого выражения ставить на вид, которое означает делать замечание, близкое к выговору. НО! И это одна из главных особенностей данного конкурса: даже не зная правильного ответа на вопрос, всегда можно рассуждать, исходя из здравого смысла. Попробуем сделать это для данного задания. Во-первых, смысл крылатого выражения вряд ли будет связан с конкретной компанией, поэтому вариант (Б) маловероятен. Вариант (А) возможен как смысл свободного словосочетания ставить на вид в разговорной речи, но в данном контексте оно не будет являться выражением - устойчивым сочетанием слов. Также маловероятен ответ (Д): вряд ли задание было придумано на пустом месте. Остаются варианты (В) и (Г), среди которых выбрать верный уже сложнее. Конечно, всегда проще знать как можно больше крылатых выражений, тогда совсем не будет проблем с верным выбором ответа (В).

Конечно, вышеописанные задания можно назвать "чистыми", то есть строго посвящёнными своему базису, но нередко на конкурсе представлены и комбинированные задания, включающие в себя сразу оба базиса или даже относящиеся к нескольким категориям. 

Рассмотрим пример:

2000 г., 9-11 кл., 4 балла.
 Как называется забор, сделанный из досок?
(А) досчатым;  (Б) досочным;  (В) досковым;  (Г) дощатым;  (Д) досщатым.

Это комбинированное задание на знание лексики и орфографии. Владение лексическим богатством русского языка позволяет "отмести" несуществующие слова, представленные в вариантах (Б) и (В), а дальше уже нужно выбрать орфографически верный вариант, причём следует отметить, что буквосочетание -сщ- несвойственно русскому языку, поэтому вариант (Д) тоже легко исключается, а вот среди оставшихся выбрать сложнее так как звук [ш'ш'] в русском языке может передаваться как буквой щ, так и буквосочетанием -сч-. Верный ответ здесь позволит установить только знание орфографически верного написания дощатый.

Комментариев нет:

Отправить комментарий