среда, 19 сентября 2012 г.

Лексика как раздел науки о языке



Методические рекомендации к уроку развития речи в 6 классе
«Лексика как раздел науки о языке»
Цели и задачи урока:
1.  Повторить материал, изученный в 5 классе: лексическое и грамматическое значение слова; однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слов; синонимы, антонимы, омонимы.
2. Закрепить навык работы с толковым словарём, со словарной статьёй.
3. Формировать умение строить словарную статью.
3. Написать мини-сочинение с использованием слов в переносном значении.
4. Познакомить учащихся с новым материалом: общеупотребительные  и необщеупотребительные слова (профессионализмы, диалектизмы).

Ход урока.
Страница 1. Титульный лист.
Страница 2. Что такое лексика?
Дан перевод заимствованного слова: «Лексика (от греч. λεξικός - «относящийся к слову», от греч. λέξις - «слово», «оборот речи»)».
Предлагается несколько определений разделов науки о языке, дети должны выбрать правильный ответ, используя инструмент перемещения:
Лексика – это
раздел науки о языке, изучающий
значение слов;
раздел науки о языке, изучающий
слово как часть речи;
раздел науки о языке, изучающий
правописание слов;
раздел науки о языке, изучающий
 образование слов.
Открыв шторку, можно увидеть правильный ответ: «Лексика – это раздел науки о языке, изучающий значение слов».
Страница 3. Составить словарную статью.
На странице даны два значения слова «лексика»:
Лексика – это совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей.
Лексика – это раздел науки о языке, изучающий значение слов.
Используя материал, скрытый за шторкой: цифры «1» и «2», возможные окончания данного слова в родительном падеже, буквы «м.», «ср.», «ж.», обозначающие род имён существительных в словарной статье в толковых словарях, дети составляют стать многозначного слова:
«Лексика, -и, ж. 1. Совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. 2. Раздел науки о языке, изучающий значение слов.
Спросить у детей, что ещё нужно добавить в словарную статью (примеры), и  предложить им придумать примеры со словом «лексика» в разных его значениях. Выполнение данного задание нацелено на закрепление знания, что такое «словарная статья», умения её составлять, определять, однозначное слово или многозначное. Активность и самостоятельность детей при выполнении задания способствует лучшему освоению материала.
Страница 4. В каком словаре можно узнать лексическое значение слова, правописание слова, происхождение слова? На странице даны изображения толкового, орфографического, этимологического словарей, предлагается соотнести их с ответом на вопрос.
Лексическое значение слова – в толковом словаре, правописание слова – в орфографическом,  происхождение слова -  в этимологическом.
Страница 5. На странице помещён текст стихотворения А. Яшина из упражнения (учебник русского языка для 6 класса под редакцией Ладыженской):
Едва под  дождём и солнцем  рачительным
Иголочки выбьются из земли,
А мы уже говорим почтительно
                                         О травке этой:
- Хлеба пошли!
Потом на токах, как шатры кочевничьи,
Холмы вырастают -
                                          из края в край.
И люди добреют,
                                      и песни девичьи
Хватают за сердце:
                                                 - Урожай!
 О, корочка хрусткая!
                                        Соль зернистая!
С каким торжеством из свежей муки
Пекут в деревнях __________ душистые,
______, и _________, и _________.
На место пропуска детям предлагается вставить подходящие по смыслу слова из предложенных: блины, караваи, шаньги,  пироги, пирожки.
Затруднение может вызвать слово «шаньги». Шаньга – это род ватрушки, сочня или простой ватрушки. Но значение этого слова пока спрятано за шторкой на следующей странице.
Страница 6. Для иллюстрации стихотворного текста детям предлагается выбрать картинки, изображающие ватрушки и шаньги. Отличить ватрушку от шаньги невозможно: слова «ватрушка» и «шаньга» имеют одинаковое значение, это синонимы, которые различаются  употреблением в речи.
С каким торжеством из свежей муки
Пекут в деревнях караваи душистые,
Блины, и шаньги, и пироги.
Наглядность помогает объяснить детям, что такое диалектизмы.
 Диалектизмы  -слова, употребляемые только жителями той или иной области, местности. (определение термина закрыто шторкой). Открыв другую шторку, можно прочитать лексическое значение слова: «Шаньга, -и, ж. Обл. Род ватрушки, сочня или простой лепёшки».
 Страницы 7-8.  Детям предлагается вновь прочитать стихотворение А.Яшина и подчеркнуть или выделить маркером непонятные слова. Среди слов могут оказаться следующие: «рачительный» -  устаревшее слово (у учителя появляется возможность для опережающего обучения на конкретном лексическом материале), «на токах», « шатры кочевничьи».
Страница  9. Словарная статья слова «рачительный».
Учащиеся составляют словарную статью (все дети выполняют задание в тетради, кто-то работает у доски), выбирая верное лексическое значение данного слова из предложенных: «старательный, усердный в исполнении чего-нибудь, разумно бережливый» или «плохо работающий, нерадивый, не усердный в исполнении чего-либо». Кроме того, для составления словарной статьи нужно указать грамматическое значение слова и привести пример использования слова в речи. Должна получиться  следующая словарная статья: «Рачительный, -ая,-ое. Старательный, усердный в исполнении чего-нибудь, разумно бережливый. Рачительный хозяин».Можно предложить придумать другие примеры, Обязательно спросить у детей, в прямом или переносном значении употреблен данное слово в стихотворении, что предваряет последующее повторение материала по теме «Лексика».
«Под солнцем рачительным» - это олицетворение, слово употреблено в переносном значении.
Страница 10. Детям предлагается отличить, где дано  лексическое значение слова «рачительный»: «старательный, усердный в исполнении чего-нибудь, разумно бережливый», а где  - этимология слова: «Радеть. Общеслав. Считается родственным др.-инд. rādhayati "совершает", осет. rād "порядок". Радеть первоначально означало, вероятно, "работать", затем - "стараться" и "заботиться". Ср. нерадивый "плохо работающий, не старающийся». В галерее «Лексика» или прямо на данной странице за шторкой можно поместить определение, что такое  «этимология»:
 Этимоло́гия (от др.-греч. τυμος - «истинное значение слова» и др.-греч. -λογια - «учение», "наука") - раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. Первоначально, у древних - учение об «истинном» («первоначальном») значении слова.
Страница 11. Грамматическое значение слова.
С помощью инструмента перемещения учащиеся составляют грамматическую характеристику слова «рачительный»: имя прилагательное, в мужском роде, единственном числе, именительном падеже.
Страница 12. Грамматическое значение слова.
Для закрепления данного понятия детям предлагается по окончаниям имён прилагательных определить грамматическое значение слова.
Например, окончание –ая может быть у прилагательного в форме женского рода,  единственного числа, именительного падежа, -ого – у прилагательгого в форме мужского рода родительного падежа. В тетрадь дети записывают формы прилагательного «рачительный» или другие прилагательные в указанной форме, выделяют окончания слов.
Страница 13.  Выбери лексическое значение слова «ток», использованное поэтом в А. Яшиным:
Потом на токах, как шатры кочевничьи,
Холмы вырастают...
Ток – это
а). упорядоченное (напрвленное) движение электрически заряженных частиц.
 б). сухое, убитое, углаженное место, на котором молотят хлеб.
в). женский головной убор (франц.)
Используя гиперссылку, можно увидеть правильный ответ и иллюстрации к нему (можно с этой целью использовать материал из галереи «Лексика»):
Ток – это сухое, убитое, углаженное место, на котором молотят хлеб. (Страница 14).
Страница 15. А. Венецианов. Гумно. Работа с иллюстрацией по желанию.
Страница 16. Словарная статья: Кочевники, -ов, ед. -ник, -а, м. Племя, ведущее кочевой образ жизни. Племена и народы, не имеющие оседлости, занимающиеся скотоводством и переходящие с места на место в поисках корма для скота. Можно дать задание привести примеры употребления данного слова в речи, можно обсудить приведённую иллюстрацию.
Страница 17. Потом на токах, как шатры кочевничьи,
                       Холмы вырастают...
Сопоставить две иллюстрации, выбрать, на какой из них изображены «шатры кочевничьи». Определить, какое средство поэтической выразительности  использует поэт для создания образа: метафору, олицетворение или сравнение.
Определения данных тропов заложены в галерею «Лексика».
Холмы вырастают, как шатры кочевничьи» - это сравнение, в котором использован союз «как». Можно предложить детям выбрать подходящий союз: а, но, и, будто, словно, точно. ( «как», «будто», «словно», «точно» - союзы-синонимы)
Страница 18. Построение таблицы «Слова по значению».
Дети выбирают лингвистические термины из предложенного ряда слов: однозначные, многозначные, общеупотребительные, необщеупотребительные, заимствованные, исконно русские и другие. (Страница 19 – образец таблицы).
Страница 20. Многозначные слова. Используя инструмент перемещения, распределить данные слова по группам «Слова в прямом значении» и !Слова в переносном значении»: золотое кольцо, золотой слиток, золотая рожь, золотая брошь, золотые листья, золотые руки, золотой характер. Можно использовать иллюстративный материал из галереи «Лексика». Предлагается вопрос для письменного ответа: Что такое «Золотое кольцо России» и почему оно так называется? Древнерусские города, включённые в  «Золотое кольцо России», так же драгоценны, как драгоценно золото. Многозначные слова имеют нечто общее в своём значении: золотая рожь или золотые листья похожи цветом на изделия, сделанные из золота.
Страница 21.  И. Левитан. «Золотая осень».
Дети рассматривают репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень», размышляют, почему художник дал такое название своему полотну, что изображено на нём. Учитель предлагает создать небольшой текст - описание картины, используя слова в переносном значении. Детские работы даны в приложении к методическим рекомендациям.
Страница 22. Синонимы и антонимы.
 Возвращаемся к стихотворению А. Яшина. Вспоминаем, что такое синонимы и антонимы. (Можно обратиться к материалам из галереи «Лексика» либо заготовить определения на странице и «спрятать» их за шторку).
К слову «рачительный» подбираем синонимы и антонимы. Если дети затрудняются выполнить задание, можно использовать слова, скрытые на странице инструментом затемнения Mimio, и путём перемещения отнести их к синонимам или антонимам: прилежный, старательный, ленивый, усердный, бережливый, расточительный, праздный, нерадивый, беспечный, заботливый, ретивый, усердный, трудолюбивый.
Страница 23. Омонимы.
В стихотворении А. Яшина не используются омонимы, поэтому для повторения данного термина используется иной литературный материал. В предложенные тексты дети вставляют подходящие по смыслу слова («люлька»):
     "А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырём за то, что я качал ихнего ребёнка в _________ и по нечаянности заснул".                                       (А.П. Чехов «Ванька»)
    «Как вдруг среди самого бегу остановился Тарас  и  вскрикнул:  "Стой!  выпала  ________ с табаком; не хочу,  чтобы  она досталась  вражьим  ляхам!"  И  нагнулся старый атаман и стал отыскивать в  траве  свою ________ с  табаком,  неотлучную сопутницу на морях, и на  суше,  и  в  походах, и  дома».
(Н.В. Гоголь "Тарас Бульба")
В галерее можно найти иллюстративный материал, который поможет не только объяснить, но и «показать» значения устаревшего слова «люлька» - кроватка  и диалектного слова «люлька» - трубка для курения.
На следующей странице 24 ученикам предлагается составить словарную статью омонима «люлька»:
Люлька, -и, ж. 1. Колыбель. 2. Помост, обычно с бортами для подъёма рабочих, материалов для работы на высоте.
Люлька обл. Трубка для курения.
Примеры к данной статье дети придумывают самостоятельно.
 Страница 25. Закрепление понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы».
С помощью приёма перемещения сопоставить лингвистический термин и его определение.
Страница 26. Слова по употреблению.
Использованный на уроке материал позволяет перейти к изучению новой темы: «Слова по употреблению». Дети уже получили первое представление о том, что слова бывают общеупотребительные и необщеупотребительные ( диалектные: шаньга, люлька). Читая материал учебника, дети путём перемещения заполняют новую таблицу. К необщеупотребительным словам относятся диалектные, профессиональные, жаргонные. Логичен переход к изучению нового лингвистического материала.

Этот урок можно провести с использованием мультимедийной презентации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий