четверг, 24 октября 2013 г.

«Ни пуха ни пера!» Олимпиадные задания


В одном разговорнике приводится три группы фраз. Вот несколько примеров на
каждую из групп:
(1)                                                            (2)                                               (3)
Добрый вечер!                Добро пожаловать!                               Ни пуха ни пера!
До свидания!                 С днём рождения!                                      Салям алейкум!
Привет!                             С лёгким паром!                                         Горько!
Спокойной ночи!            Счастливого пути!                          Большое спасибо!
Задание 1. Объясните, по какому принципу фразы были помещены в ту или иную
группу.
Задание 2. Для каждой из этих фраз определите, к какой группе она относится (в
некоторых случаях у вас может быть более одного варианта ответа).
Будьте здоровы!
Доброе утро!
Позвольте откланяться!
Приветствую!
С праздником!
Скатертью дорожка!
Удачи!
Христос Воскресе!
Если в каких-то случаях вы выбрали несколько вариантов ответа, прокомментируйте
своё решение.
Даны предложения на тагальском языке и их переводы на русский:
Lumulusog ang kabayo. -Лошадь выздоравливает.
Maliit ang bata. -Ребёнок маленький.
Lumiliit ang mga hirap.- Трудности уменьшаются.
Pedro ang tumutunong. -Спрашивает именно Педро.
Masaya ang gawa.- Работа весёлая.
Gumagawa ang guro. -Учитель работает.
Mahirap ang mga tunong. -Вопросы трудные.
Bumabati ang lusog. -Здоровье улучшается.
Mga tutol ang mahalal. -Ценны именно возражения.
Примечание. Тагальский язык — один из филиппинских языков, государственный
язык Республики Филиппины. На нём говорит около 13 млн. человек.
Задание 1. Переведите на тагальский язык:
Возражают именно учителя.
Дети здоровые.
Лошадь веселеет.
Трудна именно работа.
Возражение хорошее.
Задание 2. Кратко опишите закономерности тагальского языка, которые вам удалось
обнаружить на материале этой задачи.
Разговорник – это практическое пособие для тех, кто хотел бы научиться вести
диалог на иностранном языке в наиболее распространённых ситуациях. Фразы,
приведённые в задаче, могут произноситься в ситуациях разного типа (приветствие,
прощание, поздравление, пожелание и т.п.): это явно не тот принцип, по которому
составлены группы (например, в каждой группе есть фразы-приветствия: Добрый
вечер!, Добро пожаловать!, Салям алейкум!). Частотность фраз также разная
(например, в третьей группе есть и редкое Салям алейкум!, и очень частое Большое
спасибо!). Скорее всего, фразы разделены на группы в соответствии с тем, как они
употребляются в диалоге – ведь именно такая практическая информация и нужна
тем, кто использует разговорник. Поскольку диалог состоит из реплик разных
собеседников, то естественно предположить, что критерием разделения на группы
могут служить ответные реплики.
Задание 1
Все фразы из группы (1) предполагают такой же ответ («Привет! – Привет!»,
«Спокойной ночи! – Спокойной ночи!»). Все фразы из группы (2) предполагают
ответ Спасибо!. Наконец, для каждой фразы из группы (3) иностранец, желающий
овладеть русским языком, должен запомнить специальные ответные реплики. На Ни
пуха ни пера! (напутствие охотнику, ставшее универсальным пожеланием любому,
кому предстоит испытание) даже самый вежливый человек должен ответить К
чёрту!. Салям алейкум! (заимствованное из арабского языка приветствие,
означающее «Мир вам!») предполагает ответ Алейкум салям!. На Большое спасибо
отвечают Не за что или На здоровье. Наконец, Горько! произносится лишь в особой
ситуации – так по традиции кричат гости на свадьбе, и в ответ на это молодожёны
должны поцеловаться.
Задание 2
Будьте здоровы! – Спасибо! (группа 2)
Доброе утро! – Доброе утро! (группа 1)
Позвольте откланяться! – До свидания! (группа 3)
Приветствую! – Приветствую! (группа 1)
2
С праздником! – С праздником! (группа 1, если праздник общий для обоих
участников диалога, например, Новый год) или Спасибо! (группа 2, в ином случае –
например, если школьники поздравляют педагогов с Днём учителя)
Скатертью дорожка! – ироническая фраза, произносимая в ответ на угрозу уйти и
ответа обычно не требующая (группа 3)
Удачи! – Спасибо! (группа 2)
Христос Воскресе! – Воистину воскресе! (группа 3)
Критерии проверки задачи №1 (max: 8 баллов)
Возражают именно учителя – Mga guro ang tumututol.
2. Дети здоровые – Malusog ang mga bata.
3. Лошадь веселеет – Sumasaya ang kabayo.
4. Трудна именно работа – Gawa ang mahirap.
5. Возражение хорошее – Mabati ang tutol.


Задание 2
Порядок слов по умолчанию: сказуемое – ang – подлежащее.
Если подлежащее выделяется словом «именно», то оно меняется местами со
сказуемым.
Множественное число существительного обозначается словом mga, которое
ставится перед существительным. В глаголах и прилагательных число не
выражается.
Перед основой прилагательных ставится приставка ma. Примеры: hirap
‘трудность’ – ma-hirap ‘трудный’; ma-liit ‘маленький’.
Для образования глаголов от существительных и прилагательных
используется следующая модель:
глагол = C1umV1 + основа существительного/прилагательного,
где C1 – первый согласный существительного/прилагательного, а V1 – его первый
гласный. Примеры: gawa ‘работа’ – guma-gawa ‘работать’, ma-liit ‘маленький’ –
lumi-liit.

Комментариев нет:

Отправить комментарий