понедельник, 18 ноября 2013 г.

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2013/2014 учебного год

Этап 2 (районный)
Ответы к заданиям для 7–8 классов
Максимальное количество баллов — 150
1. Текст
В минуту, когда начинается наш рассказ, у церковной ограды остановилась лёгонькая, на рессорах, тележка с тройкой добрых гнедых лошадок в наборной по-ямщицки сбруе. Молодой парень-кучер, стоя лицом к кореннику, озабоченно и поспешно оправлял свернувшуюся на езде несколько набок дугу. Чей-то запылённый лёгкой материи реглан лежал на обитом тёмно-зелёным сукном сидении тележки. <...> Они стояли теперь пред рвом, окаймлявшим старый, пространный и запущенный сад усадьбы её отца. Ров успело уже почти доверху завалить от времени и неприсмотра.
Люди и животные ближайших деревень равно беспрепятственно проникали чрез него для всякой своей потребы в этот «барский» сад, разбитый при Елисавете искусным в своём деле французом, выписанным из Версаля тогдашним владельцем Юрьева генерал-поручиком Артемием Ларионовичем Буйносовым, сподвижником Апраксина в Семилетней войне, распоряжались в нем на полной своей волюшке: поедали и вытаптывали молодую поросль, сдирали кору с лип и берёз, рубили на веники сиреневые кусты… Следы старых аллей давно исчезли; их заменили змеившиеся во все стороны тропинки, проложенные овцами и крестьянскими детьми, бегавшими сюда, в силу старой рутины, по ягодки и орешки, давно уже повыведенные здесь в общем разоре… Угрюмо звенели посохлые вершины, чернели пни поломанных бурей или сваленных наспех воровским топором вековых деревьев; вытравленная скотом на луговинах трава выдавалась кое-где по низам приземистою, жидкою отавой…

Максимальная оценка за текст составляет 40 баллов. За каждую орфографическую ошибку вычитается 1 балл, за каждую пунктуационную ошибку вычитается 0,5 балла. В случае, если пропуск не заполнен, вычитается столько баллов, сколько в пропуске орфограмм. Если по итогам проверки сумма вычтенных за ошибки баллов становится больше 40, то за задание ставится 0 баллов.
Случаи вариативности в пунктуации:
сад, разбитый в сочетании с войне, распоряжались — возможно сочетание запятой и тире в обоих случаях для выделения уточняющей конструкции; в таком случае запятая с тире должны стоять в обоих случаях
Юрьева генерал-поручиком — возможна постановка тире или запятой
волюшке: поедали — возможно тире вместо двоеточия
исчезли; их — возможны запятая или тире
бегавшими сюда, в силу старой рутины, по ягодки — возможно не выделять оборот
деревьев; вытравленная — возможна запятая.
 2. Объясните значения слов.
наборный (в значении из текста)
коренник
рессора
луговина
опахало
оплот
осанна
одесную
одр
онучи
За корректное толкование каждого слова — по 2 балла. Неполное или не до конца корректное
толкование — 1 балл. Орфографические ошибки не влияют на оценку толкования.
Максимум 20 баллов.
Значения определяются по доступным толковым словарям. Рекомендованное издание — Большой толковый словарь русского языка (под ред. С. А. Кузнецова; СПб.: «Норинт», 1998 и последующие издания). Этот словарь использован в сервисе «Проверка слова» сайта Gramota.ru (http://www.gramota.ru), при проверке можно пользоваться компьютерной версией. Внимание! Необходимо строго следить за тем, чтобы толкования не совпадали дословно со словарными, так как это задание легко выполнить с использованием интернета. При дословном совпадении со словарём за каждое такое толкование следует ставить 0 баллов.3. Существует пословица: У кого порося пропало, тому и в ушах визжит. Что означает подчёркнутое слово? Какого оно рода, одушевлённое оно или нет? Как оно склонялось? Назовите слово современного русского языка, ещё в XIX веке сохранявшее такие же особенности склонения.
Ответ: Это слово означает ‘поросёнок’ (2 балла). Оно среднего рода (1 балл), одушевлённое (2 балла). Исторические формы в ед. числе: род., дат. и предл. — поросяти, вин. — как в им., твор. — поросятей или поросятею. Во мн. числе склонялось как современное поросёнок (до 4 баллов за полный ответ).
Другое слово, сохранявшее такие же особенности склонения, — дитя (4 балла). Максимум 14 баллов.
4. Приведите по примеру предложений, в которых подряд идут следующие знаки препинания (в порядке, соответствующем порядку перечисления):
1) запятая и тире; 2) точка и запятая; 3) закрывающая кавычка и вопросительный знак.
Ответ: 1) — Пора идти, — сказал отец.
2) См., например, работы И.И. Иванова.
3) Как будет по-английски «устал как собака»?
Засчитываются, разумеется, любые такие примеры, соответствующие правилам, т. е.:
1) прежде всего прямая речь или контекст, в котором по независимым причинам ожидаются
запятая и тире (+ несколько контекстов, в которых запятая и тире образуют единый знак, см.
по Розенталю);
2) точка — от сокращения, запятая — по любому правилу;
3) кавычки и вопросительный знак — по любому правилу, но вопросительный знак не должен
относиться к тому, что находится в кавычках (в этом случае он шёл бы до кавычки).
По 3 балла за каждый пункт. Максимум 9 баллов.
5. Даны три группы глаголов:
1. брести, вести, соблюсти
2. изобрести, плести, цвести
3. нести, пасти, спасти
Объясните принцип, по которому сгруппированы глаголы. Какими общими свойствами обладают
глаголы всех трёх групп? (Подсказка: чтобы найти общие свойства, сравните все указанные глаголы с
любить, читать.)
Ответ: у глаголов 1 группы в личных формах на конце основы [д]/[д’], у глаголов 2 группы —
[т]/[т’], у глаголов 3 группы — [с]/[с’] (как в инфинитиве) — 6 баллов за полное объяснение.
Общие свойства: все эти слова относятся к группе глаголов на -ти (а не на -ть или -чь),
соответственно, все они I спряжения (2 балла). Все эти глаголы образованы без использования
глагольного суффикса (2 балла).
Максимум 10 баллов.
6. Приведите слово, в котором звук [ш] обозначается буквой щ. На месте каких ещё букв в
литературной русской речи может произноситься звук [ш]? Приведите примеры.
Ответ: это слово помощник (или любое однокоренное к нему: помощница, помощничек,
помощничать) — 6 баллов.
Другие буквы: ш (шар), ж (нож), с (расширить), з (низший), ч (что). По 1 баллу за первые две
буквы, по 2 балла за оставшиеся три. Ответы без примеров не засчитываются.
Максимум за задание до 14 баллов.
7. У слов в следующих парах есть общий синоним или антоним. Приведите его (достаточно одного
для каждой пары). Ответ:
1) рожа, особа лицо
2) пасмурный, непонятный ясный
3) грянуть, хватить ударить
4) качать, щебетать болтать
5) быстро, громко тихо
По 2 балла за каждый верно приведённый антоним. Синонимичные ответы, подходящие по
смыслу, засчитываются наравне с авторскими. Максимум 10 баллов.
8. Приведите примеры слов (по одному в каждом случае), которые обозначают группу лиц и основа. Ответ (пример):
а) -[ств]- студенчество
б) -[й]- старичьё
в) -[а́т] ректорат
г) -[ат]- беднота
д) -[н’]- малышня
е) -[в]- братва
ж) -[ит’э́т] генералитет
з) -Ø (ноль звука) голь
По 1 баллу за каждый пункт. Максимум 8 баллов.
9. В современном русском языке можно сказать Это случилось наутро, но нельзя сказать. Это
случилось на вечер. В то же время, существуют такие слова и словосочетания, которые можно
подставить на место слова вечер, чтобы получилось возможное предложение. Опишите группу этих
слов и словосочетаний как можно точнее.
Ответ: 1) в сочетании с существительными, обозначающий временные промежутки (день,
сутки, реже год, час, минута, секунда), и словами, указывающими на порядок следования
(второй, третий, следующий, другой), кроме первый. Например: на другой день, на третьи
сутки;
2) в сочетании с некоторыми существительными (или существительными с зависимыми
словами), обозначающими праздники (на Пасху, на Масленицу, на Новый год, на мой день
рождения).
5 баллов за полный корректный ответ по каждому из пунктов (возможно снижать по 1–2 балла
за мелкие неточности в рассуждении). Максимум 10 баллов.
10. Приведите как можно больше отвлечённых существительных современного русского языка,
образованных непосредственно от слова (а) новый, (б) старый. Укажите словообразовательные
средства и способ словообразования.
Ответ: (а) нов-ость (в некоторых значениях), новь (нулевой суффикс), нов-изн-а, новое (сущ.). Во
всех случаях, кроме последнего, способ словообразования суффиксальный, в последнем
случае — морфолого-синтаксический способ (переход из одной части речи в другую: из
прилагательного в существительное, т. е. субстантивация).
(б) стар-ость, стар-ин-а, старое (сущ.). Во всех случаях, кроме последнего, способ
словообразования суффиксальный, в последнем — морфолого-синтаксический способ
(субстантивация).
По 1 баллу за каждое слово, за исключением последнего в каждом ряду; за последние
(субстантиваты) — по 2 балла. По 0,5 балла за каждое верное указание словообразовательных
средств и способа словообразования в случае ненулевых суффиксов; 2 балла за нулевой
суффикс; по 1 баллу за каждый случай субстантивации. Необходимо внимательно следить за
соблюдением требования привести отвлечённые существительные.
Максимум 15 баллов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий